И очень важно, чтобы вы замечали свой прогресс, не сравнивая себя с кем-то, а только с собой вчерашним. Кстати, люди, которые занимаются эйдетикой, никогда не унывают. Ведь используя свое воображение, они могут разрешить любую конфликтную ситуацию и представить свое будущее ярким и радостным. И зачастую мысля парадоксально, люди избегают конфликтов.
- Если эйдетика так доступна, работать с памятью легко и интересно, то почему в наших школах эта методика не практикуется?- Наша педагогика традиционна. Она никогда не заботилась о том, как подавать знания, хотя в каждом институте есть кафедра педагогического мастерства, где изучают опыт замечательных учителей, умеющих так работать. Но это на уровне копирования. А нужно научить педагога самостоятельно творчески мыслить. Хотя даже при таком отношении во многих, как сейчас говорят, продвинутых школах факультативно проводят занятия по эйдетике. Так что лед тронулся.
- Какие советы вы дали бы родителям, желающим развивать воображение своих детей?
- Необходимо научить их воображать. Да-да, именно так! Придумывайте с ребенком рассказы, рисуйте, фантазируйте. Для этого не нужно садиться за стол со словами: «Сейчас мы будем учиться воображать». Вы едете в автобусе, а по улице бежит собака, сочините об этом песике историю. Или - напротив вас сидит хмурая женщина. Можно пофантазировать, почему она хмурится. Может быть, у нее с утра подгорели оладьи или убежал любимый пес? Попросите ребенка пересказать то, что он читает, сообщайте ему, чем вы занимаетесь в течение дня. Современные дети получают очень много информации: компьютер, телевизор, кино. Но, как правило, видеоряд, который проходит перед их глазами, они воспринимают пассивно. А потому при попытке воспроизвести эту информацию и возникают проблемы.
Кстати
ТРЕНИНГ ДЛЯ ШТИРЛИЦЕВ
Эйдетику (от греч. «эйдос» - образ) открыли еще в начале прошлого века. Тогда немецкие ученые установили, что всю информацию дети вначале представляют, а только потом воспроизводят. Этот феномен назвали «эйдетизмом».
В конце 1980-х в Лаборатории резервных возможностей Игорь Матюгин, в прошлом профессиональный спортсмен, а в настоящее время доктор педагогических наук, разработал методику под названием «эйдетика». Сначала это был метод ярких представлений, созданный специально для спортсменов. Остается догадываться, сколько золотых медалей получено при помощи эйдетики! Видимо, немало, так как наряду со спортсменами метод стали использовать и в подготовке космонавтов, разведчиков. Сейчас эйдетика стала доступна многим.
Правда, пока занятия проводятся только в продвинутых школах Киева и в нескольких обучающих центрах.
Анастасия Рингис, журналист