Сейчас, чтобы быть конкурентоспособным, приходится много знать. И, следовательно, много учить. Но, ни в школе, ни в вузе не объясняют, как запомнить выученный материал раз и навсегда. Думаете, это невозможно? А вот Евгений АНТОЩУК утверждает обратное.- Евгений Всеволодович, объясните, пожалуйста, почему у одних людей память просто превосходная, а другим, чтобы запомнить даже самую малость, приходится долго и упорно зубрить?
- Если кратко, то наша память - это наше воображение. Мы ведь знаем только то, что представляем, воспроизводим информацию только тогда, когда мы представляем то, о чем говорим. Ведь неспроста, желая, чтобы человек нас лучше понял, говорим: «Представьте себе!» Наша память сама по себе идеальна. В противном случае ребенка с трудом можно было бы научить родному языку, он не умел бы отличать автомобиль от телевизора.
- Хорошо, но если память идеальна, то почему на нее все-таки жалуются?
- Считается, что в итоге учебы, скажем, у школьника, должна выработаться непроизвольная память. Но как может появиться непроизвольная память, если детей заставляют учить, запоминать, зазубривать, «чтобы отлетало от зубов». К чему это приводит? Учитель монотонным голосом что-то рассказывает, а дети заняты своим делом: кто-то смотрит в окно и мечтает о летних каникулах, кто-то строчит записочки и так далее. И, конечно, в такой ситуации до сознания школьников доходит 30% того, что они должны были понять. Получается, что мы пытаемся дать человеку знания, создавая массу неудобств для их восприятия, и учим воспринимать не смысл информации, а слова.
- Это что же, учителю надо подстраиваться под каждого ученика отдельно?
- Учителю нужно просто включить свою фантазию. Простейший пример: цвета радуги обычно запоминают по фразе «Каждый охотник желает знать, где сидит фазан». Помните у Паустовского в «Далеких годах» учителя географии? Он рисовал на доске большую букву «А» и говорил: «Это – Азия». В нее вписывал «А» поменьше: «В Азии – Аравия». Вписывал еще меньше «А»: «В Аравии - город Аден». И самое маленькое «А»: «В Адене сидит англичанин». Таким образом, тема урока была объяснена за минуту. Потом, конечно, можно ее расширить дополнительной информацией. Главное то, что у детей уже включились и фантазия, и воображение. Учителя, которые приходят к такому методу самостоятельно, считаются гениальными педагогами. Потому что их дети отличаются не только хорошей памятью, но и желанием учиться, ведь такие уроки похожи на игру. Но, увы, такие преподаватели - редкий случай.
- Гениальность гениальностью, но, наверное, педагогов можно чему-то подобному научить?
- Есть такой метод - эйдетика. Основан он на осознании того, что память - идеальна. Эйдетика не улучшает память, а учит ею пользоваться. Так же, как футболист не улучшает свои ноги, а учится ими пользоваться. И у пианиста до того, как он научился играть, пальцы были устроены так же, как и у всех. Хорошая память тоже дана от рождения всем. Даже дети с «синдромом Дауна», с которыми я занимаюсь, обладают великолепной памятью!
- Невероятно! И как же применить эйдетику?
- Все очень просто. То, что вы хотите запомнить, нужно видеть, представлять. И главное - эти образы должны быть как можно парадоксальнее и ярче, но при этом осознанными. К примеру, гораздо легче запоминать слова, если представлять себе что-то смешное и необычное, связанное с их звучанием. Можно очень долго проговаривать английское слово spoon (спун - ложка), но стоит только представить, как некий любитель поспать - спун - пытается угнездиться в огромной ложке, и вы уже никогда не забудете это слово. Или, к примеру, вы плохо запоминаете цифры. Превратите каждую цифру в образ. Пусть 1 станет Буратино, 2 - лебедь, 3 - двугорбый верблюд, 4 - стул, перевернутый ножками вверх, 5 - яблоко и так далее. 45 - можно представить, как на стуле вырастают яблоки и прыгают в корзину. Запоминая номер телефона приятеля, можно представить историю, в которой он будет главным героем. И каждый раз, когда вы захотите ему позвонить, в вашей памяти будет всплывать эта история, в которой каждая цифра превратилась в забавного персонажа.
- Как этому научиться? Есть ли какие-нибудь специальные упражнения?
- Мой знакомый директор школы еще в советские времена побывал в Монголии. И там, в одной из школ увидел, как дети блестяще владеют русским языком. Местный учитель поведал о своей методике. Каждый урок начинался с того, что кто-то из учеников пять минут, не останавливаясь, говорил по-русски на любую тему. Вроде бы ничего сложного. Но, оказывается, даже для хорошо владеющих русским языком, это нелегкая задача. Попробуйте сами - и увидите: через минуту уже не о чем говорить. Почему? Да потому, что исчерпались темы. И тут придется включить фантазию. К примеру, рассказать о том, как прогуливается стул по Крещатику, как он заходит в кафе, как он забирается на телевизионную башню и так далее. Или еще одно очень эффективное упражнение: научитесь называть от 60 до 100 любых существительных за одну минуту. Причем называйте только те предметы, которые появляются в вашем воображении. Если будете искать вокруг себя глазами нужные существительные, эффекта не получите. Здесь важно уметь удержать в своем воображении описываемый объект.
К примеру, вот такой ряд: дерево, корни, ствол, ветви, листва, кора, почки, гнездо, птица, крыло, лапы, голова...
Играть нужно трижды в день.
И очень важно, чтобы вы замечали свой прогресс, не сравнивая себя с кем-то, а только с собой вчерашним. Кстати, люди, которые занимаются эйдетикой, никогда не унывают. Ведь используя свое воображение, они могут разрешить любую конфликтную ситуацию и представить свое будущее ярким и радостным. И зачастую мысля парадоксально, люди избегают конфликтов.
- Если эйдетика так доступна, работать с памятью легко и интересно, то почему в наших школах эта методика не практикуется?- Наша педагогика традиционна. Она никогда не заботилась о том, как подавать знания, хотя в каждом институте есть кафедра педагогического мастерства, где изучают опыт замечательных учителей, умеющих так работать. Но это на уровне копирования. А нужно научить педагога самостоятельно творчески мыслить. Хотя даже при таком отношении во многих, как сейчас говорят, продвинутых школах факультативно проводят занятия по эйдетике. Так что лед тронулся.
- Какие советы вы дали бы родителям, желающим развивать воображение своих детей?
- Необходимо научить их воображать. Да-да, именно так! Придумывайте с ребенком рассказы, рисуйте, фантазируйте. Для этого не нужно садиться за стол со словами: «Сейчас мы будем учиться воображать». Вы едете в автобусе, а по улице бежит собака, сочините об этом песике историю. Или - напротив вас сидит хмурая женщина. Можно пофантазировать, почему она хмурится. Может быть, у нее с утра подгорели оладьи или убежал любимый пес? Попросите ребенка пересказать то, что он читает, сообщайте ему, чем вы занимаетесь в течение дня. Современные дети получают очень много информации: компьютер, телевизор, кино. Но, как правило, видеоряд, который проходит перед их глазами, они воспринимают пассивно. А потому при попытке воспроизвести эту информацию и возникают проблемы.
Кстати
ТРЕНИНГ ДЛЯ ШТИРЛИЦЕВ
Эйдетику (от греч. «эйдос» - образ) открыли еще в начале прошлого века. Тогда немецкие ученые установили, что всю информацию дети вначале представляют, а только потом воспроизводят. Этот феномен назвали «эйдетизмом».
В конце 1980-х в Лаборатории резервных возможностей Игорь Матюгин, в прошлом профессиональный спортсмен, а в настоящее время доктор педагогических наук, разработал методику под названием «эйдетика». Сначала это был метод ярких представлений, созданный специально для спортсменов. Остается догадываться, сколько золотых медалей получено при помощи эйдетики! Видимо, немало, так как наряду со спортсменами метод стали использовать и в подготовке космонавтов, разведчиков. Сейчас эйдетика стала доступна многим.
Правда, пока занятия проводятся только в продвинутых школах Киева и в нескольких обучающих центрах.
Анастасия Рингис, журналист