Часто на тренинге наблюдаю такую картину: Я задаю вопрос, ребёнок задумался, старается подобрать нужные слова, сформулировать в голове ответ (конечно же, проходит секунд 20-30), тут мама начинает ёрзать на стуле, суетливо дергать ребёнка, и со словами «давай, быстрей!» выпаливает за него свой ответ. Ребёнок молчит, потупив голову. На очередной мой вопрос ребёнок просто отвечает - «не знаю». Этим ответом он говорит, «я не хочу, и не буду думать, кто-то знает лучше меня и правильней меня, не хочу, чтобы видели, какой я тормоз и неудачник».
Нетерпение родителей - одно из препятствий, которое мешает ребёнку самостоятельно думать, самостоятельно находить ответы на вопросы. В этом случае надо «лечить» нетерпение родителей, проблема именно в этом.
Любой навык формируется постепенно, его надо взращивать бережно и терпеливо, и не стоит форсировать события, всё придёт в своё время.И ещё один золотой ключик к формированию самостоятельного «думанья», рассуждения, размышления, который нашёл ещё Сократ - это искусство задавать вопросы (по-современному коучинг!)Задавайте ребёнку вопросы и слушайте его мнение, его рассуждения, снова задавайте вопрос и снова слушайте, и снова и снова, и снова.Задавайте «глупые» вопросы, кажитесь невежественным, стимулируйте ребёнка мыслить.Не ждите «правильных» ответов, а спросите «почему он так думает» - вы очень удивитесь рассуждениям ребёнка, глубине его мыслей, неординарности суждений, новизне идей.По мнению Сократа, истинные знания есть в каждом, в том числе и детях. Они не пустой сосуд, который надо бесконечно наполнять, в них уже есть глубинные знания, пользуйтесь этим. Недаром говорят «устами младенца, глаголет истина».Кроме того, когда вы задаете вопросы, ребёнок легче осваивает новый материал. Я сама часто пользовалась этим методом, когда росли мои мальчишки.Вывод простой: дорогие родители, научитесь быть терпеливыми и задавайте ребёнку вопросы, помогите ему стать думающим, размышляющим, анализирующим, способным самостоятельно находить ответы на свои вопросы!Большой Вам любви в сердце и осознанности в поступках.Марина Гайдаенко, методист по подготовке инструкторов Украинской школы эйдетики Евгения Антощука2000-05-05 13:14