Статьи Школы Эйдетики

НУЖНА ЛИ ШКОЛЕ ХОРОШАЯ ПАМЯТЬ или расставание с иллюзиями


Туристы, гуляя по Красной площади, могли наблюдать следующую картинку: несколько ворон забирались наверх купола храма Василия Блаженного, садились, складывали крылья и катились вниз, в конце расправляли крылья и взлетали. Так они долго играли и соревновались на необычном трамплине. К ним присоединялся молодняк и быстро усваивал технику катания.Во всем мире компьютерный бум: страны, фирмы, первоклассные программисты улучшают компьютер, темпы совершенствования памяти которого, потрясают воображение.

Теперь представьте человека, с его памятью. Он сидит за школьной партой - кто занимается его памятью? Насколько она развивается? Вы много видели специалистов по развитию памяти в школе, детском саду, институте?

Память компьютеров сама не развивается, этим занимаются профессионалы. Почему-то распространено мнение, что память человека специально развивать не надо, что она сама выстроится в процессе обучения.

Первая иллюзия
, что память развивается от нагрузки.Когда учитель физики объясняет задачу, он приводит аналог, но когда тот же учитель говорит ребенку: «запомни», он не объясняет, как это лучше сделать!
В то же время со времен Древней Греции до нас дошла мнемотехника (мнемо - память, технос - искусство), которую можно и нужно использовать в современной школе. В обществе информация каждые 10 лет удваивается.

По данным нейропсихологов больше половины детей, поступающих в первый класс, имеют то или иное отклонение от нормы в результате наследственности, экологии, родовых травм. Этим детям сложно освоить школьную программу, им нужен индивидуальный подход, маленькие по численности классы, игровые формы обучения, а так же использование резервов мозга, активизация памяти и воображения.

Однако встречаются статьи, авторы которых утверждают, что мнемотехника слишком сложна, да и память она развивает не вообще, а только на конкретную информацию, например, запоминание цифр, слов.

Вторая иллюзия, что мнемотехника память в целом не развивает и она сложна для усвоения.
Были проведены эксперименты, в которых испытуемые запоминали стихи, каждый день на несколько строчек больше и посмотрели результат. Оказалось, что память не развивалась, и на последующие стихи времени требовалось столько же или даже больше, если ученики сами не находили какие-то приспособления, подпорки для улучшения запоминания.

Известны более 10 способов запоминания текстов, это: Оживление, метод Цицерона, ОГПВ, Пиктограммы, с помощью Мелодии, запоминание во Сне и др.

Я знаю случай, когда в школе №8 г. Долгопрудного ученик 9-го класса, просто обрел надежду на поступление в колледж. Он писал изложения на двойки, но освоив буквально за два занятия метод Пиктограмм, стал получать тройки и четверки.

В арсенале нашей «Школы Памяти» есть эффективные приемы запоминания: словарных слов, иностранных слов, стихов, цифр, лиц, имен, улучшение внимания.

Кузнецом становятся в кузнице и эта кузница, похоже, нужна только кучке энтузиастов, работающих в нескольких школах России.

Наш опыт показывает, что мнемотехнику легко упростить, чтобы ею овладели и 6-7 летки. Посмотрите, как зубрят таблицу умножения или словарные слова в первом и втором классе. В то же время, достаточно представить, что цифры это животные, птицы, предметы, с ними приключаются различные истории, и таблица умножения превращается в увлекательную игру.

А сегодня в школе словарные слова запоминаются речедвигательной памятью, т.е. многократно пишутся и произносятся.

Уроки по развитию памяти войдут в школу, как только мы научимся играть в память. Мы научились играть в память! 

В нашей школе («Школа эйдетики») разработаны тренажеры - игры с палочками, карточками, дощечками с разной шероховатостью, значками, которые полюбили дети и они доказали свою эффективность.

Нельзя даже сказать, что отношение к памяти в сегодняшней школе на уровне каменного века, там как раз память развивали, ведь на камнях обнаружили один из эффективных способов запоминания - наскальные пиктограммы (письмо значками).

Если бы каждый учитель в начальной школе с сегодняшнего дня начал говорить простую фразу: «ПРЕДСТАВЬ СЕБЕ…» то и этот простой совет намного бы улучшил результаты обучения, в нем указание на самый эффективный прием запоминания - визуализации.


Некоторые примеры мнемотехники, известные в школе:
1.Запоминание цветов спектра: «каждый охотник желает знать, где сидит фазан».
2. Запоминание числа «Пи» - 3,1416. «Что я знаю о кругах». Каждое слово из этой фразы содержит соответствующее цифрам количество букв.
3. Правил разбора слова по составу с помощью образа дерева.
4. Запоминание исключений из правил: Цыган на Цыпочках Цыпленку «Цыц!»...

Представьте себе..., за партами сидят компьютеры, и им говорят, ваша память - ваша проблема.
или
Представьте себе... картинку, самые крутые специалисты ежедневно, ежечасно борются за совершенствование человеческого, а не искусственного интеллекта.

Я, как и вы, думаю, что обе картинки на сегодняшний день не реалистичны!
И что же делать?
Вернусь к тому, с чего начал статью. Не буду задаваться вопросом, есть ли у ворон интеллект и чувство юмора. Вызывает восхищение то, как они организовали свою школу, какая у них хорошая двигательная память и координация, чувство юмора, здоровые амбиции, обучение через подражание и игру, получение одобрения. Я почти уверен, что они косили свой глаз на туристов и понимали, как те восхищаются ими!

Для меня ясным становится то, что надо выбрать аналоги для подражания, и они есть. Это те традиции, которые накоплены веками - (использование мнемотехники). Это опыт новых школ («Школа эйдетики» и другие центры развития памяти), это игровая форма обучения, принципы которой заложены отечественными психологами с мировым именем. И тогда от иллюзий не останется и следа, никому ничего не надо будет доказывать, очевидность опыта убедит лучше научных споров и в современную школу войдет Память!

В «Школе эйдетики» накоплены более 20 приемов запоминания различной информации. Мы проводим занятия как с учениками, готовим инструкторов по развитию внимания и тренировке памяти. Методики защищены авторскими свидетельствами на изобретение, общий тираж книг, вышедших в России, Германии, Польше более 1,5 млн. экз. 




Игорь Матюгин, директор НОУ «Школа эйдетики», г. Москва, Россия








Made on
Tilda