Настолько лучше стали учиться ребята.
Даже самый отпетый двоечник может стать отличником. Причем довольно быстро и... играючи. Не верится? Дабы убедить скептиков, руководитель украинской «Школы Эйдетики» в одной из киевских школ помог улучшить успеваемость целой «сборной двоечников». С тех пор в этом общеобразовательном заведении эйдетика введена дополнительным предметом ─ школьников учат запоминать.«У того, кто находит дорогу домой самостоятельно,
с памятью все в порядке!»
С руководителем «Школы Эйдетики» в Украине Евгением Антощуком я познакомилась на одном из семинаров в Институте развития интеллекта ребенка. Когда он сказал, что не бывает плохой памяти ─ люди просто не умеют ею пользоваться, я только плечами пожала: «Уж свою-то «дырявую» голову знаю!».Но Евгений Всеволодович тут же решил доказать свою правоту. «Давайте поэкспериментируем», ─ предложил он. Протянул мне 20 открыток и велел запомнить их в том порядке, в каком они были сложены. Прекрасно понимая тщетность своих потуг, я добросовестно таращилась на картинки, стараясь хоть что-то удержать в памяти. Но назвать смогла лишь две первых ─ и с горьким торжеством взглянула на «экзаменатора». Евгений Всеволодович разложил передо мной все 20 открыток и стал связывать картинки в забавный рассказ: «На первой ─ цветы, на второй ─ Пушкин... Представьте, как Пушкин выжимает чернила из этих цветов. Дальше ─ мухоморы, которые выросли на столе у Пушкина. Затем ─ три мушкетера. Они скачут за этими грибами...» Запнувшись лишь пару раз, я вспомнила все открытки ─ от первой и до последней.─ Если человек не умеет вязать, он же не говорит, что у него никудышные руки, ─ улыбнулся Евгений Всеволодович, ─ так почему люди жалуются на никудышную память? У того, кто сам находит дорогу домой, с памятью все в порядке. Со школьной скамьи каждому из нас дают уйму всевозможных знаний, но не учат главному ─ легко воспринимать и воссоздавать информацию, то есть легко припоминать. Именно этим и занимается «Школа эйдетики». Ее создатель ─ профессор Российской Академии Энциклопедий, доктор педагогических наук Игорь Матюгин. Изучив все известные «запоминательные» методики, он упростил их и создал игровую систему, опирающуюся на свойственное каждому человеку умение представлять и фантазировать. Ведь известно, что долговременная память человека связана с его воображением.
Вот несколько принципов, которые помогут вам владеть своей памятью в совершенстве.
Во-первых, ничего не зазубривать ─ лишь «ярко» представить то, что необходимо запомнить. Наделите «объект запоминания» необычными качествами. Например, вам нужно каким-то образом связать человека с курицей. Не представляйте, как он ее ест, ─ это забудется. Вообразите, как она танцует у него на голове, «увидьте» эту картину ─ и она останется в памяти.
Во-вторых, старайтесь даже про себя ничего не проговаривать. Мыслить нужно образами, а не словами. Вы должны не думать о «письменном столе», а ВИДЕТЬ его ─ со всеми ящиками, со щербинкой на столешнице... Речь лишь средство коммуникации, слова нужны, чтобы РАССКАЗАТЬ об этом столе кому-то.
В-третьих, не сомневайтесь в своих возможностях и чаще хвалите себя.
Допустим, вы хотите научить ребенка верному написанию группы слов, объединенных неким правилом или исключением из него. Соедините эти слова в фантастическую историю, а потом свяжите ее с правилом. Помните классическое: «Каждый охотник желает знать, где сидит фазан?». В изучении иностранных языков воображение тоже незаменимо. Гораздо легче запоминать слова, если представлять себе что-то смешное и необычное, связанное с их звучанием. Можно очень долго проговаривать английское слово spoon (спун ─ ложка), но стоит только представить, как некий любитель поспать ─ СПУН ─ пытается угнездиться в огромной ложке, и вы уже никогда не забудете это слово...
«Умея вспоминать необходимое, можно научиться и забывать ненужное»
Из общеобразовательных заведений Киева эйдетикой заинтересовались только два: школа N 138 и Киево-Могилянский коллегиум. Но видели бы вы, как спешат ребята на эти уроки! Благодаря эйдетике, ─ говорят школьники, они и домашние задания делают запросто, и в шахматы стали играть лучше. Мама одного паренька поделилась: «Мой сын перестал учить уроки. Приходит из школы и уже все знает». А третьеклассники 138-й школы тест на дисциплинированность ума и переключаемость внимания прошли с результатами, идеальными для взрослого человека. Я читаю записки этих ребят о необычном предмете и узнаю, что «стихи теперь учить легче легкого» и «нет никаких проблем с разгадыванием самых трудных ребусов». Некоторые школьники недоумевают, почему дома им сказали, что эйдетика ─ ерунда.
«В первом классе у меня болела голова, ─ выведено неровным детским почерком. ─ А на эйдетике учительница сказала: нужно представить, что у меня в голове белый шар, который выталкивает боль и заполняет меня светом. Теперь я не пью таблетки, а пользуюсь только шаром, и он мне всегда помогает».
─ Неужели с помощью воображения можно вылечить головную боль?
─ И не только, ─ говорит инструктор по эйдетике, психолог школы N 138 Татьяна Червонная.
─ Мои третьеклашки умеют «представлять себя сосной» ─ такой крепкой, что любого из них можно положить шеей и лодыжками на спинки двух стульев и посадить ему на живот взрослого человека.
─ Это еще что! ─ продолжает Евгений Всеволодович, подобная методика позволяет детям, страдающим раком, локализовать боль, а ребятам с инсулинозависимым диабетом ─ без всяких уколов нормализовать уровень сахара в крови. Как это им удается? Дело в том, что о повышении уровня сахара диабетику сигнализируют характерные неприятные ощущения. Постепенно дети учатся переводить эти ощущения в руки: представляют, что на ладонях лежит темный, тяжелый, отвратительно пахнущий, скользкий шар. Как только образ становится «живым», делают этот шар легче, светлее, приятнее на ощупь. А затем «отпускают» в небо ─ и уровень сахара в крови нормализуется. Причем это не гипноз, когда кто-то управляет человеком, который находится в состоянии транса. В данном случае человек сам управляет своим организмом. Так что ключ от памяти ─ это главный ключ к себе самому.
Я подумала, что подобные чудеса больше тревожат и отпугивают, нежели привлекают. Евгений Антощук словно угадал мои мысли:
─ Это в первые несколько лет существования школы эйдетики мы были увлечены всякими чудесами, ─ улыбнулся он. ─ Тогда возможность ходить по раскаленным углям не обжигаясь, казалась нам едва ли не главным достижением. Сейчас мы этого почти никому не показываем: к таким «фокусам» люди относятся с опаской. Есть гораздо более важные, хоть и не столь впечатляющие чудеса. Как-то после лекции ко мне подошла девушка и призналась, что боится темноты. В детстве ее испугали: она вошла в темную комнату, а дедушка неудачно пошутил, ─ залаял собакой. Как правило, последствия пугающей, страшной неожиданности, пусть даже из прошлого, можно нейтрализовать неожиданностью забавной. Поэтому я посоветовал девушке повторить давнюю ситуацию: войти в темную комнату, но, мысленно услышав лай, сразу включить свет, и увидеть, какое у дедушки смешное лицо. Чуть позже эта девушка подошла ко мне и радостно сообщила, что темнота ее больше не пугает. А молодой офицер удивленно признался мне: позанимавшись эйдетикой, он начал писать песни, и теперь у него совершенно нет свободного времени. Еще более потрясающий результат: девочка с синдромом Дауна, с которой я занимаюсь, научилась с выражением декламировать стихи и петь. Раньше в интернат не хотела даже ходить, теперь же учится с удовольствием. Все это куда важнее, чем раскаленные угли.
─А как вы-то увлеклись эйдетикой?
─ Случайно. Хотя, говорят, случайностей не бывает. О «Школе эйдетики» я узнал лет десять назад, ─ вспоминает Евгений Всеволодович. ─ Друг рассказал мне о ней и предложил пройти инструкторский курс. Поскольку меня всегда интересовало все необычное, я согласился. Вот с тех пор и занимаюсь эйдетикой ─ вплотную и с удовольствием.
─ Вот что еще меня интересует: если все запоминать, не закончится это мозговой перегрузкой?
─ Эйдетика учит не только запоминать, но и забывать. Старая легенда гласит: в рецепте философского камня было сказано, что, выделяя его, ни в коем случае нельзя думать о желтой обезьяне. Алхимики изо всех сил старались не думать о ней, но она, как назло, все время стояла у них перед глазами. То же самое происходит и с нами: мучительный эпизод из прошлого, который стараешься «похоронить» на дне сознания, то и дело навязчиво всплывает в памяти. Как же отвязаться от желтой обезьяны? Мысленно посадите ее на велосипед и посмотрите, как она укатит за угол. Вот и все. «Подожгите» любое из своих навязчивых воспоминаний и смотрите, как оно, чернея, сворачивается, а затем и вовсе рассыпается. Или закрасьте «плохую картинку» яркой краской, а затем поверх свеженаложенных мазков нарисуйте солнышко. Проделав такую «процедуру» несколько раз, вы увидите, что нежелательные воспоминания станут приходить к вам все реже. Словом, наше воображение обладает неограниченными возможностями.
И, наконец, последний совет: старайтесь всегда пребывать в добром расположении духа. Как улучшить настроение? Очень просто: закройте глаза и мысленно перенеситесь туда, где вы были счастливы. Побудьте там несколько минут, а затем возвращайтесь в реальность. И вы почувствуете себя отдохнувшим и посвежевшим.
Олеся Дружина "Facty i kommentarii ". 06-Июнь-2000. Образование