Статьи Школы Эйдетики

После нескольких уроков ЭЙДЕТИКИ в одной из киевских школ распалась «сборная двоечников»


Настолько лучше стали учиться ребята.

Даже самый отпетый двоечник может стать отличником. Причем довольно быстро и... играючи. Не верится? Дабы убедить скептиков, руководитель украинской «Школы Эйдетики» в одной из киевских школ помог улучшить успеваемость целой «сборной двоечников». С тех пор в этом общеобразовательном заведении эйдетика введена дополнительным предметом ─ школьников учат запоминать.

«У того, кто находит дорогу домой самостоятельно,

с памятью все в порядке!»

С руководителем «Школы Эйдетики» в Украине Евгением Антощуком я познакомилась на одном из семинаров в Институте развития интеллекта ребенка. Когда он сказал, что не бывает плохой памяти ─ люди просто не умеют ею пользоваться, я только плечами пожала: «Уж свою-то «дырявую» голову знаю!».Но Евгений Всеволодович тут же решил доказать свою правоту. «Давайте поэкспериментируем», ─ предложил он. Протянул мне 20 открыток и велел запомнить их в том порядке, в каком они были сложены. Прекрасно понимая тщетность своих потуг, я добросовестно таращилась на картинки, стараясь хоть что-то удержать в памяти. Но назвать смогла лишь две первых ─ и с горьким торжеством взглянула на «экзаменатора». Евгений Всеволодович разложил передо мной все 20 открыток и стал связывать картинки в забавный рассказ: «На первой ─ цветы, на второй ─ Пушкин... Представьте, как Пушкин выжимает чернила из этих цветов. Дальше ─ мухоморы, которые выросли на столе у Пушкина. Затем ─ три мушкетера. Они скачут за этими грибами...» Запнувшись лишь пару раз, я вспомнила все открытки ─ от первой и до последней.
─ Если человек не умеет вязать, он же не говорит, что у него никудышные руки, ─ улыбнулся Евгений Всеволодович, ─ так почему люди жалуются на никудышную память? У того, кто сам находит дорогу домой, с памятью все в порядке. Со школьной скамьи каждому из нас дают уйму всевозможных знаний, но не учат главному ─ легко воспринимать и воссоздавать информацию, то есть легко припоминать. Именно этим и занимается «Школа эйдетики». Ее создатель ─ профессор Российской Академии Энциклопедий, доктор педагогических наук Игорь Матюгин. Изучив все известные «запоминательные» методики, он упростил их и создал игровую систему, опирающуюся на свойственное каждому человеку умение представлять и фантазировать. Ведь известно, что долговременная память человека связана с его воображением.


Вот несколько принципов, которые помогут вам владеть своей памятью в совершенстве.
Во-первых, ничего не зазубривать ─ лишь «ярко» представить то, что необходимо запомнить. Наделите «объект запоминания» необычными качествами. Например, вам нужно каким-то образом связать человека с курицей. Не представляйте, как он ее ест, ─ это забудется. Вообразите, как она танцует у него на голове, «увидьте» эту картину ─ и она останется в памяти.

Во-вторых, старайтесь даже про себя ничего не проговаривать. Мыслить нужно образами, а не словами. Вы должны не думать о «письменном столе», а ВИДЕТЬ его ─ со всеми ящиками, со щербинкой на столешнице... Речь лишь средство коммуникации, слова нужны, чтобы РАССКАЗАТЬ об этом столе кому-то.

В-третьих, не сомневайтесь в своих возможностях и чаще хвалите себя.

Допустим, вы хотите научить ребенка верному написанию группы слов, объединенных неким правилом или исключением из него. Соедините эти слова в фантастическую историю, а потом свяжите ее с правилом. Помните классическое: «Каждый охотник желает знать, где сидит фазан?». В изучении иностранных языков воображение тоже незаменимо. Гораздо легче запоминать слова, если представлять себе что-то смешное и необычное, связанное с их звучанием. Можно очень долго проговаривать английское слово spoon (спун ─ ложка), но стоит только представить, как некий любитель поспать ─ СПУН ─ пытается угнездиться в огромной ложке, и вы уже никогда не забудете это слово...

«Умея вспоминать необходимое, можно научиться и забывать ненужное»
Из общеобразовательных заведений Киева эйдетикой заинтересовались только два:  школа N 138 и Киево-Могилянский коллегиум. Но видели бы вы, как спешат ребята на эти уроки! Благодаря эйдетике, ─ говорят школьники, они и домашние задания делают запросто, и в шахматы стали играть лучше. Мама одного паренька поделилась: «Мой сын перестал учить уроки. Приходит из школы и уже все знает». А третьеклассники 138-й школы тест на дисциплинированность ума и переключаемость внимания прошли с результатами, идеальными для взрослого человека. Я читаю записки этих ребят о необычном предмете и узнаю, что «стихи теперь учить легче легкого» и «нет никаких проблем с разгадыванием самых трудных ребусов». Некоторые школьники недоумевают, почему дома им сказали, что эйдетика ─ ерунда.

«В первом классе у меня болела голова, ─ выведено неровным детским почерком. ─ А на эйдетике учительница сказала: нужно представить, что у меня в голове белый шар, который выталкивает боль и заполняет меня светом. Теперь я не пью таблетки, а пользуюсь только шаром, и он мне всегда помогает».

Неужели с помощью воображения можно вылечить головную боль?
─ И не только, ─ говорит инструктор по эйдетике, психолог школы N 138 Татьяна Червонная.
─ Мои третьеклашки умеют «представлять себя сосной» ─ такой крепкой, что любого из них можно положить шеей и лодыжками на спинки двух стульев и посадить ему на живот взрослого человека.

─ Это еще что! ─ продолжает Евгений Всеволодович, подобная методика позволяет детям, страдающим раком, локализовать боль, а ребятам с инсулинозависимым диабетом ─ без всяких уколов нормализовать уровень сахара в крови. Как это им удается? Дело в том, что о повышении уровня сахара диабетику сигнализируют характерные неприятные ощущения. Постепенно дети учатся переводить эти ощущения в руки: представляют, что на ладонях лежит темный, тяжелый, отвратительно пахнущий, скользкий шар. Как только образ становится «живым», делают этот шар легче, светлее, приятнее на ощупь. А затем «отпускают» в небо ─ и уровень сахара в крови нормализуется. Причем это не гипноз, когда кто-то управляет человеком, который находится в состоянии транса. В данном случае человек сам управляет своим организмом. Так что ключ от памяти ─ это главный ключ к себе самому.

Я подумала, что подобные чудеса больше тревожат и отпугивают, нежели привлекают. Евгений Антощук словно угадал мои мысли:
─ Это в первые несколько лет существования школы эйдетики мы были увлечены всякими чудесами, ─ улыбнулся он. ─ Тогда возможность ходить по раскаленным углям не обжигаясь, казалась нам едва ли не главным достижением. Сейчас мы этого почти никому не показываем: к таким «фокусам» люди относятся с опаской. Есть гораздо более важные, хоть и не столь впечатляющие чудеса. Как-то после лекции ко мне подошла девушка и призналась, что боится темноты. В детстве ее испугали: она вошла в темную комнату, а дедушка неудачно пошутил, ─ залаял собакой. Как правило, последствия пугающей, страшной неожиданности, пусть даже из прошлого, можно нейтрализовать неожиданностью забавной. Поэтому я посоветовал девушке повторить давнюю ситуацию: войти в темную комнату, но, мысленно услышав лай, сразу включить свет, и увидеть, какое у дедушки смешное лицо. Чуть позже эта девушка подошла ко мне и радостно сообщила, что темнота ее больше не пугает. А молодой офицер удивленно признался мне: позанимавшись эйдетикой, он начал писать песни, и теперь у него совершенно нет свободного времени. Еще более потрясающий результат: девочка с синдромом Дауна, с которой я занимаюсь, научилась с выражением декламировать стихи и петь. Раньше в интернат не хотела даже ходить, теперь же учится с удовольствием. Все это куда важнее, чем раскаленные угли.

А как вы-то увлеклись эйдетикой?
─ Случайно. Хотя, говорят, случайностей не бывает. О «Школе эйдетики» я узнал лет десять назад, ─ вспоминает Евгений Всеволодович. ─ Друг рассказал мне о ней и предложил пройти инструкторский курс. Поскольку меня всегда интересовало все необычное, я согласился. Вот с тех пор и занимаюсь эйдетикой ─ вплотную и с удовольствием.

Вот что еще меня интересует: если все запоминать, не закончится это мозговой перегрузкой?
─ Эйдетика учит не только запоминать, но и забывать. Старая легенда гласит: в рецепте философского камня было сказано, что, выделяя его, ни в коем случае нельзя думать о желтой обезьяне. Алхимики изо всех сил старались не думать о ней, но она, как назло, все время стояла у них перед глазами. То же самое происходит и с нами: мучительный эпизод из прошлого, который стараешься «похоронить» на дне сознания, то и дело навязчиво всплывает в памяти. Как же отвязаться от желтой обезьяны? Мысленно посадите ее на велосипед и посмотрите, как она укатит за угол. Вот и все. «Подожгите» любое из своих навязчивых воспоминаний и смотрите, как оно, чернея, сворачивается, а затем и вовсе рассыпается. Или закрасьте «плохую картинку» яркой краской, а затем поверх свеженаложенных мазков нарисуйте солнышко. Проделав такую «процедуру» несколько раз, вы увидите, что нежелательные воспоминания станут приходить к вам все реже. Словом, наше воображение обладает неограниченными возможностями.

И, наконец, последний совет: старайтесь всегда пребывать в добром расположении духа. Как улучшить настроение? Очень просто: закройте глаза и мысленно перенеситесь туда, где вы были счастливы. Побудьте там несколько минут, а затем возвращайтесь в реальность. И вы почувствуете себя отдохнувшим и посвежевшим.



Олеся Дружина "Facty i kommentarii ". 06-Июнь-2000. Образование
Made on
Tilda