Статьи Школы Эйдетики

Плохой памяти не бывает


Методик по развитию памяти множество. Основатель украинской школы эйдетики, автор нескольких книг, статей и компьютерных тренажеров Евгений Антощук считает само понятие «развитие памяти» неправильным. Плохой памяти, по его мнению, не бывает вообще. Есть неумение пользоваться ею.
Всего за одно занятие, на котором я присутствовала, студент Михаил запомнил 150 слов в том порядке, в каком их назвал Евгений Всеволодович. А еще 80 словосочетаний, 25 двухзначных чисел и столько же японских иероглифов, 25 художественных открыток, 25 песен, 20 станций Московского метрополитена и пересказал 25 предложений из продиктованного рассказа! И не устал, хотя два часа только и делал, что запоминал.

Это какой-то фокус? — спрашиваю Антощука.
— Нет, ведь все происходило у вас на глазах. С 1990 года, когда я первым в Украине профессионально занялся эйдетикой, у меня прошли курс тысячи учеников. Длится он неделю. А результаты поразительные. Двоечники становятся отличниками, студенты заканчивают вуз с красным дипломом и быстро делают карьеру. Я поддерживаю контакты с некоторыми учениками и знаю, как складывается их судьба.

Эйдетизм, как трактует современная психология, — разновидность образной памяти, которая навсегда сохраняет поразившие человека события или факты в виде необычных образов. Крепкая память связана именно с воображением, а не с зубрежкой. Запоминание через силу, бесконечные повторения дают обратный эффект.

Занятия эйдетикой — это своего рода игра. А в памяти, тем не менее, оседают страницы книг, масса цифр, фактов, лиц, имен.

Если другие развивают память, то Антощук учит правильно пользоваться ею.— Человек запоминает все, что видит, слышит, чувствует, — рассказывает он. — С помощью разработанных мной методик мы учим «доставать» необходимую информацию, тем более что она всегда при нас. 
Вы не задумывались над тем, как ребенок осваивает родной язык? За каждым новым словом у него стоит конкретный образ. 70 % информации, которую человек использует в повседневной жизни, он воспринял в первые семь лет жизни

А как в таком случае быстро запоминать иностранные слова?— С помощью фантазии, воображения. По-японски слово «река» звучит «кава». Иероглиф рисуется в виде трех волнистых вертикальных линий. Нужно представить реку, в которой вместо воды течет...ароматный кофе, или по-украински кава. Так же легко усваивается любой другой язык. Чтобы запомнить английское «spoon», то есть ложка, вообразите, что некий любитель поспать, то есть «спун», удобно разместился в громадной ложке. Никогда не забудешь и немецкое слово birke (береза), если мысленно увидишь дерево, увешанное разноцветными бирками.
То есть послушал, представил, запомнил — и все?
— Да. Поэтому мы учим людей не месяцами, а всего 20 академических часов. Мы не улучшаем память. Улучшить ее нельзя. Это такая же идеальная функция организма, как все другие. Но пользуемся мы ею неосознанно.

Через месяц, два нужно тренировать память снова?
— Зачем? Если вы научились кататься на велосипеде, тоже будете учиться заново? На курсах эйдетики мы возвращаем человека к тому умению, которое у него было до начала учебы в школе. Там, к сожалению, работают по другим принципам.

На наших курсах учится не только молодежь. Однажды в Донецкой области вместе с второклассницей тренинги посещала и ее 80-летняя бабушка. Так она была лучшей в группе! Просто взрослые считают фантазирование чем-то несолидным. Зато компьютерным вариантом методики пользуются с удовольствием.

А как же старческий склероз?
— Когда ко мне приходят пожилые люди и жалуются на память, я спрашиваю, смотрят ли они сериалы. Отвечают, что да и в подробностях пересказывают сюжет. При чем здесь память? Дело в отношении к информации. Старики смотрят сериалы, потому что они им нравятся. Оттого и запоминают. Да, бывают болезни, функциональные отклонения. Но чаще человек сам настраивается на то, что память должна ухудшаться: «Зонтик потерял! Значит, с памятью плохо». Потом находит этому новые подтверждения. Как-то я поинтересовался у одной женщины: «Когда вам было 16 лет, вы перчатки теряли?». Она воскликнула: «Все время!» Так что же изменилось? Отношение! В юности она не расстраивалась из-за потерь, а теперь переживает.

Тем, кто работает с компьютером или органайзером, эйдетика тоже будет полезна. Если машина сломалась или органайзер потерялся, человек не может вспомнить номера телефонов, даты, другие данные. Нет ничего надежнее, чем умение правильно пользоваться собственной памятью.
Предпринимателям, директорам предприятий, рабочим, творческим людям также очень нужна крепкая память. В большинстве своем руководители коллективов, не говоря об артистах, художниках, люди неординарные. Они всегда в креативе. Поэтому имеют успех. Но когда увеличивается объем работ и проблем, человек начинает уставать, теряться. Водитель, к примеру, находится в не менее экстремальной ситуации, которая на дороге все время меняется. Почему же он может провести за рулем целый день? Потому что и раньше у него бывали всякие сложности. А теперь в нужный момент он с помощью воображения извлекает из памяти оптимальный вариант и находит выход.

А еще на курсах эйдетики учат парадоксально мыслить. Одна из учениц Евгения Всеволодовича, когда к ней на улице пристал какой-то тип с нехорошей целью, сказала: «Говорите громче, я контуженная!» И он растерялся, отстал. Парадоксальное мышление — основа успеха любого специалиста.

Но помнить все тоже не нужно. Бывают же и трагические случаи.
— Эйдетика учит также и правильно забывать. Ведь стрессы бывают у всех, и порой они долго будоражат сознание человека. Чтобы избавиться от плохого, надо его мысленно «поджечь» и спокойно смотреть, как оно, подобно бумаге, чернеет и превращается в золу. Или «смыть» водой. А можно «посадить на поезд» и, стоя на платформе, помахать вслед ручкой. 


Татьяна Хлебникова,  «Рабочая Газета», Киев.
2019-10-17 13:06