Статьи Школы Эйдетики

Эйдетика от слова "Эйдос"


Одним из важнейших познавательных процессов в психофизиологическом обеспечении эффективности процесса обучения является память, которая включает в себя процессы запоминания, сохранения и воспроизведения информации. Успешность учебной деятельности школьников в большей степени зависит именно от этих процессов.
Особое место памяти среди психических функций исследователи видят в том, что ни одна из функций не может быть осуществлена ​​без ее участия; каждая психическая функция имеет свой мнемический аспект. Да и сама память невозможна без совокупности других психических процессов.

Так взаимосвязь памяти и восприятия фиксируется в виде образной памяти или памяти на образы.

В свою очередь образная память соответственно делится на отдельные виды, связанные с запоминанием информации, полученной соответствующими анализаторами: зрительную, слуховую, тактильную, обонятельную, вкусовую.
От функционального состояния, тренированности, качества всех процессов памяти зависит успех всей деятельности школьников.

Я хотела бы остановиться именно на развитии и тренировке образной памяти, которую рассматриваю в контексте, прежде всего образного мышления.

Существует два вида памяти: кратковременная и долговременная.
Кратковременная память поверхностная и непрочна. Чтобы информация из нее не исчезла уже через несколько секунд, приходится повторять (лучше - представлять!) про себя - умозрительно.
Долговременная память имеет глубокие корни в сознании. Она подкрепляется поисками значение запоминания. Этот вид памяти связан со сложными умственными операциями. Кроме того, память субъективна, потому что воспоминания видоизменяются после каждого их изъятия.

Приведенные выше положения лежат в основе игр, которые предлагает Украинская школа эйдетики Евгения Антощука.

Сам факт записи информации заключается в переводе ее в образную форму. Поскольку абстрактный образ запомнить сложнее, то первоочередной задачей является ─ научить детей преобразовывать эту информацию в конкретную зрительную форму (образ).

Такое зрительное представление (визуализация) любой идеи заключается в мысленном создании картины ─ иллюстрации. Это занимает менее 15 секунд, но гарантирует превосходное извлечение информации в будущем. Зрительный образ, который прямо соответствует понятию, возникает легко, почти автоматически, в случае косвенного соответствия ─ нужны усилия воображения.

Поэтому вместо «Запомните!» Мы в украинской «Школе эйдетики» предпочитаем говорить: «Представьте себе ...». 
Эти «волшебные» слова включают воображение и гарантируют запоминания и превосходное воспроизведение любой информации.

Для человека характерна межполушарная асимметрия (она может быть врожденной или приобретенной).
Левое полушарие «отвечает» за логику; наше обучение базируется в основном на использовании возможностей левого полушария.  

Правое полушарие, которое «отвечает» за абстрактно-образное мышление, фантазию и эмоциональную окраску образов - остается незадействованным, то есть «простаивает». Используя возможности правого полушария, мы увеличиваем ресурсы ребенка, его возможности.

Доктор В. Роттенберг в работе «Мозг и мышление» писал, что обучение ориентировано преимущественно на усвоение жестких однозначных логико-знаковых правил и норм поведения, а непосредственно эмоциональному восприятию уделяется меньше внимания, таким образом, логико-знаковое мышление становится монопольно-управляющим.
В школах система избыточно-аналитического обучения, делает из детей «маленьких взрослых», система зубрежки в ущерб развивающего обучения является побочным эффектом технического прогресса, и это не способствует развитию ребенка в согласии со своей природой, раскрытию потенций его образного восприятия мира

Известно, что все дети с самого рождения являются созидателями и фантазерами (до 12 лет процесс познания окружающего мира происходит благодаря работе правого полушария). А мы ─ взрослые (учителя и родители) с шести-семи лет пытаемся зажать ребенка в рамки левого полушария

Интересно, что даже овладение такой функцией левого полушария как чтение, на начальных этапах обучения требует активного участия образного мышления.

Естественно возникает вопрос: нельзя использовать сильные стороны образного мышления в школьном обучении?Психологи и педагоги разрабатывают новые методы преподавания, основанные на максимальном использовании способа восприятия и усвоения информации с помощью образов.Это возможно даже в обучении точных наук, например математике и физике, значительно обогащает педагогическую практику. Логика идет по последовательной цепочке, а образное мышление воспринимает картину в целом, творчески и ярко.
Предлагаем использовать резервы правого полушария в методике обучения чтению ─ опираться на образное мышление.

Московский ученый, доктор педагогических наук, основатель «Школы эйдетики», Игорь Матюгин обобщил многолетние поиски психологов, педагогов и разработал свою методику развития образного мышления и тренировки памяти. Огромный материал, который был собран психологами, позволяет изучать не только виды памяти, но и анализировать, как тренировка памяти сказывается на основных сторонах личности ребенка ─ на мышлении, воображении, поведении, чертах характера; как меняется внутренний мир маленького человека. Если одна сторона его психической жизни ─ память ─ получает столь необычное тренировки, то личность становится гораздо гармоничнее и внутренне богаче, при этом не возникает никаких отрицательных последствий для здоровья.

«Эйдос» в переводе с греческого языка ─ «образ». Отсюда и название одного из направлений в психологии ─ эйдетизм ─ это разновидность образной памяти, связанной с таким феноменом человеческого мозга, как умение видеть предмет, который уже исчез из поля восприятия. Эйдетик не вспоминает, а как бы продолжает видеть, чувствовать, ощущать то, чего уже нет перед глазами. Его сознание сохраняет контуры предметов, цвета, запахи, вкусовые ощущения. Особенно этот феномен присущ детям.

В 30-е годы немецкий ученый Э. Йенш первым ввел в современную психологию термин «эйдетизм» и доказал, что образное мышление ─ закономерная стадия детского развития.

В детстве мышление, память и воображение – не разделимы. И поэтому, развивая одно из звеньев триады, мы развиваем и другие.

В своей лаборатории в Московском психологическом институте Л. С. Выготский повторил эксперименты Е. Йенша, после чего так обозначил суть явления

Эйдетизм ─ это способность видеть слова, недостающие картинки или предмет на пустом или воображаемом экране; в эйдетических образах заключены начала трех будущих самостоятельных функций ─ памяти, воображения и мышления.

Методика работы с образами очень много дает ребенку. Дети после занятий прекрасно запоминают тексты, стихи, правила, формулы, географические названия без зубрежки. Детей также учат правильно реагировать на стрессовые ситуации или воспоминания о них.

Я согласна с Игорем Матюгиным и Евгением Антощуком (учредителем Украинской «Школы эйдетики» с 1990 г.), Которые считают, что многие детские проблем связаны с сильными переживаниями или стрессами, о которых родители и не догадываются. Но родители не задумываются, почему это происходит. На консультациях, которые я провожу с родителями, звучит один и тот же мотив: «Мой ребенок плохо учится. У него плохая память », или« Мой ребенок не внимательный, он очень плохо учит стихи », или« Мой ребенок вообще не хочет ходить в школу »и т. д.

Приглашаем вас вместе с детьми Украинскую школу эйдетики Евгения Антощука, где вы познакомитесь с собственной памятью, овладеете уникальной методикой, научитесь понимать, как работает ваша замечательная память. 

Татьяна Червонная, методист по подготовке инструкторов Украинской школы эйдетики Евгения Антощука.
Made on
Tilda