НУЖНА ЛИ ШКОЛЕ ХОРОШАЯ ПАМЯТЬ. Расставание с иллюзиями

Игорь Матюгин

Игорь Матюгин Директор НОУ «Школа эйдетики», г. Москва, Россия

Туристы, гуляя по Красной площади, могли наблюдать следующую картинку: несколько ворон забирались наверх купола храма Василия Блаженного, садились, складывали крылья и катились вниз, в конце расправляли крылья и взлетали. Так они долго играли и соревновались на необычном трамплине. К ним присоединялся молодняк и быстро усваивал технику катания.

Во всем мире компьютерный бум: страны, фирмы, первоклассные программисты улучшают компьютер, темпы совершенствования памяти которого,  потрясают воображение.

Теперь представьте человека, с его памятью. Он сидит за школьной партой — кто занимается его памятью? Насколько она развивается? Вы много видели специалистов по развитию памяти в школе, детском саду, институте?

Память компьютеров сама не развивается, этим занимаются профессионалы. Почему-то распространено мнение, что память человека специально развивать не надо, что она сама выстроится в процессе обучения.

Первая иллюзия, что память развивается от нагрузки.

Когда учитель физики объясняет задачу, он приводит аналог, но когда тот же учитель говорит ребенку: “запомни”, он не объясняет, как это лучше сделать!

В то же время со времен Древней Греции до нас дошла мнемотехника (мнемо — память, технос — искусство), которую можно и нужно использовать в современной школе. В обществе информация каждые 10 лет удваивается.

По данным нейропсихологов больше половины детей, поступающих в первый класс, имеют то или иное отклонение от нормы в результате наследственности, экологии, родовых травм. Этим детям сложно освоить школьную программу, им нужен индивидуальный подход, маленькие по численности классы, игровые формы обучения, а так же использование резервов мозга, активизация памяти и воображения.

Однако встречаются статьи, авторы которых утверждают, что мнемотехника слишком сложна, да и память она развивает не вообще, а только на конкретную информацию, например, запоминание цифр, слов.

Отсюда вторая иллюзия, что мнемотехника память в целом не развивает и она сложна для усвоения.

Были проведены эксперименты, в которых испытуемые запоминали стихи, каждый день на несколько строчек больше и посмотрели результат. Оказалось, что память не развивалась, и на последующие стихи времени требовалось столько же или даже больше, если ученики сами не находили какие-то приспособления, подпорки для улучшения запоминания.

Известны более 10 способов запоминания текстов, это: Оживление, метод Цицерона, ОГПУ, Пиктограммы, с помощью Мелодии, запоминание во Сне и др. Я знаю случай, когда в школе №8 г. Долгопрудного ученик 9-го класса просто обрел  надежду на поступление в колледж. Он писал изложения на двойки, но освоив буквально за два занятия метод Пиктограмм,  стал получать тройки и четверки.

В арсенале нашей «Школы Памяти» ─ эффективные приемы запоминания:  словарных слов, иностранных слов, стихов, цифр, лиц, имен, улучшение внимания.

Кузнецом становятся в кузнице и эта кузница, похоже, нужна только кучке энтузиастов, работающих в нескольких школах России.

Наш опыт показывает, что мнемотехнику легко упростить, чтобы ею овладели и 6-7 летки. Посмотрите, как зубрят таблицу умножения или словарные слова в первом и втором классе. В то же время, достаточно представить, что цифры это животные, птицы, предметы, с ними приключаются различные истории, и таблица умножения превращается в увлекательную игру.

Словарные слова с первого раза запоминаются методом графических и звуковых ассоциаций. Представьте СОБАКУ, свернувшуюся калачиком — вот вам буква “О”, или слово ВИНЕГРЕТ, где делают от двух до четырех ошибок, приведите созвучия ВИНо пьют НЕГРы и буквы “И” и “Е” никогда не вылетят из памяти.

А сегодня в школе словарные слова запоминаются речедвигательной памятью, т.е. многократно пишутся и произносятся.

Уроки по развитию памяти войдут в школу, как только мы научимся играть в память. В нашей школе («Школа эйдетики») разработаны тренажеры — игры с палочками, карточками, дощечками с разной шероховатостью, значками, которые полюбили дети и они доказали свою эффективность.

Мы научились играть в память!

Нельзя даже сказать, что отношение к памяти в сегодняшней школе на уровне каменного века, там как раз память развивали, если на камнях обнаружили один из эффективных способов запоминания — наскальные пиктограммы (письмо значками).

Если бы каждый учитель в начальной школе с сегодняшнего дня начал говорить простую фразу: «ПРЕДСТАВЬ и запомни» то и этот простой совет намного бы улучшил результаты обучения, в нем указание на самый эффективный прием запоминания — визуализации.

Некоторые примеры мнемотехники, известные в школе:

  1. Запоминание цветов спектра: “каждый охотник желает знать где сидит фазан”.
  2. Запоминание числа “Пи” — 3,1416. “Что я знаю о кругах”. Каждое слово из этой фразы содержит соответствующее цифрам количество букв.
  3. Правил разбора слова по составу с помощью образа дерева.
  4. Запоминание исключений из правил: Цыган на Цыпочках Цыпленку «Цыц!»…

Представьте себе, за партами сидят компьютеры, и им говорят, ваша память — ваша проблема.

Или представьте обратную картинку, самые крутые специалисты  ежедневно, ежечасно борются за совершенствование человеческого, а не искусственного интеллекта.

Я, как и вы, думаю, что обе картинки на сегодняшний день не реалистичны!

И что же делать?

Не буду задаваться вопросом, есть  ли у ворон интеллект и чувство юмора. Вызывает восхищение то, как они организовали свою школу, какая у них  хорошая двигательная память и координация, чувство юмора, здоровые амбиции, обучение через подражание и игру, получение одобрения. Я почти уверен, что они косили свой глаз на туристов и понимали, как те восхищаются ими!

Для меня ясным становится то, что надо выбрать аналоги для подражания, и они есть. Это те традиции, которые накоплены веками — (использование мнемотехники). Это опыт новых школ («Школа эйдетики» и другие центры развития памяти), это игровая форма обучения, принципы которой заложены отечественными психологами с мировым именем. И тогда от иллюзий не останется и следа, никому ничего не надо будет доказывать, очевидность опыта убедит лучше научных споров и в современную школу войдет Память!

В «Школе эйдетики» накоплены более 20 приемов запоминания различной информации. Мы готовы проводить занятия как с учениками, так и готовить инструкторов по развитию памяти и внимания. Методики защищены авторскими свидетельствами на изобретение, общий тираж книг. вышедших в России, Германии, Польше более 1,5 млн. экз.

Литература

  1. Психология памяти. (под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер и В.Я Романова), ЧеРо, Москва, 2000.
  2. Матюгин И.Ю., Жемаева Е.Л. и др. Магия памяти или как развить память в начальной школе. “Сталкер”, Донецк, 1999 г.
  3. Матюгин И.Ю. Как запоминать словарные слова. “Эйдос”, Москва, 1998 г.
  4. Серия тренажеров: Матюгин И.Ю.,“Маленький тренажер для большой памяти”. “Эйдос”, Москва, 1999 г.
  5. Серия книг по развитию образной памяти у детей: Матюгин И.Ю. и др.
    “Как запоминать иностранные слова”, “Как запоминать словарные слова”
    “Как развить внимание и память вашего ребенка”, “Тактильная память”
    “Обонятельная память”, “Запоминание лиц и имен”.
Share

Вам также может понравиться...