КАК ЗА ПОЛТОРЫ НЕДЕЛИ ВЫУЧИТЬ УЧЕБНИК ПО ИСТОРИИ

Выпуск газеты «Сегодня»:  №122 (1766) за 04.06.2004

В конце мая в Винницу съехались учителя из Украины, России и Прибалтики. Здесь состоялась международная практическая конференция «Эйдетика в психолого-педагогической деятельности». Для тех, кто не в курсе, что кроется за загадочным словом «эйдетика», объясняем – это игровая методика запоминания информации, в основе которой лежит присущее каждому человеку умение фантазировать и представлять.
Все три дня встреч, которые проходили в Винницком областном институте последипломного образования педагогов, в аудиториях был переаншлаг. Руководству вуза даже пришлось отменить свои лекции и семинары, потому что их студенты все дни «пропадали» у эйдетиков.

ТАБЛИЦА МЕНДЕЛЕЕВА НА ЧЕШСКОМ ЯЗЫКЕ ДАЛАСЬ ЗА ОДИН ВЕЧЕР

Зарубежные специалисты еще в конце прошлого века установили, что всю информацию люди сначала представляют, а только потом воспроизводят. Этот феномен назвали «эйдетизмом», то бишь — образность, представление. В лаборатории резервных возможностей человека Всесоюзного института физкультуры в прошлом профессиональный спортсмен Игорь Матюгин начал разрабатывать методику под названием «эйдетика» поначалу как метод ярких представлений, которые помогают спортсменам освоить свою специализацию быстрее, чем все остальные. С тех пор появился целый раздел прикладной психологии, который занимается проблемами памяти.

Евгений Антощук – «первооткрыватель» этой методики в Украине — всю жизнь, по его словам, был очень далек от психологии. Много лет трудился на заводе «Арсенал». Но однажды все бросил и уехал учиться в Москву, к Матюгину. По возвращении в Киев собрал первую группу из детей, соседей и друзей. И вот уже более четырнадцати  лет ничем другим не занимается.

«Я увлекаюсь эйдетикой полтора года», — рассказывает Екатерина Маслова, ученица винницкой гимназии N 6. — На сегодняшний день достигла результатов, достойных того, чтобы их занесли в Книгу рекордов Гиннесса. За полторы недели изучила (со всеми датами) учебник по истории Украины за 11 класс, знаю наизусть таблицу синусов, косинусов и тангенсов некоторых углов, таблицу химических элементов Менделеева.

Эйдетические знания помогают мне не только в школе, но и в повседневной жизни. Теперь я не хожу с длинным списком в аптеку, а легко запоминаю название всех необходимых лекарств. Знаю “назубок” расписание работы всех необходимых магазинов, номера телефонов. Помогаю своим близким и знакомым: справиться с запоминаем сложной информации. Например, брату из Чехии, который бывает у нас в Виннице каждое лето, помогла освоить название химических элементов на чешском языке за один вечер”.

Председатель организационного комитета конференции привел на встречу с коллегами и вовсе уникального мальчика. Этот второклассник, увлекающийся эйдетикой, запомнил огромное количество чисел, только единожды их увидев. А всего год назад ребенок просыпался утром с одной и той же фразой: “Не хочу в школу! Ненавижу математику!”

ЗАНИМАТЬСЯ ЭЙДЕТИКОЙ ПОЛЕЗНО В ЛЮБОМ ВОЗРАСТЕ

Уроки у педагогов эйдетики проходят в форме интересной захватывающей игры. Они так и говорят: “Мы учим детей играть в память”. Ведь, по мнению психологов, ребенок, приходя в первый класс, уже владеет 70 процентами информации, которая ему пригодится в жизни. При этом ни на секунду специально ничего не запоминает. Когда к Евгению Антощукуродители приводят ребенка с жалобами на плохую память, он обычно предлагает пересказать предложенный текст. Оказывается, мальчик действительно ничего не помнит. Тогда учитель идет другим путем. Какой вчера фильм смотрел? Помнит. Когда начался? Отвечает с точностью до минуты. А о чем картина? Рассказывает в мельчайших деталях. “Проблема не в памяти, — объясняет Евгений Всеволодович, — речь идет о том, как ее применять. В школе учителя не перестают повторять: учись! Чем больше потеешь, тем больше умеешь. А ребенок не понимает, почему до семи лет он не напрягаясь запоминал столько, что представить страшно?”
– Предположим, в одной и той же школе, на первом уроке в параллельных классах, одновременно рассказывают один и тот же новый материал два разных учителя географии,- продолжает мой собеседник. – Один пришел на работу после бессонной ночи, а второй – в прекрасном настроении и принес в класс видеокассеты с записью “Клуба путешественников”, иллюстрирующих новый материал. Нетрудно догадаться в каком классе к концу урока все дети будут прекрасно знать тему на “отлично”. Ведь ученикам второго педагога даже нет необходимости учить этот урок к следующему разу. У них совсем другие восприятие и внимание. У этого “другого” есть вполне конкретное название: непроизвольность.

Все объясняется просто: человек запоминает лишь то, что он ярко представляет в своем воображении. Со школьной скамьи каждому из нас дают уйму всевозможных знаний, но не учат главному — легко воспринимать и воссоздавать информацию, то есть легко припоминать. Именно этим и занимается эйдетика. Каждый из нас замечал, что из монотонно звучащего потока информации запоминается немногое. “Я же прошу своих учеников попытаться “оживить” слова, то есть связать их в забавную историю, — говорит Евгений Антощук. – Причем, чем необычней она будет, тем лучше окажется результат”.

Евгений Всеволодович уверен, что заниматься эйдетикой полезно не только школьникам. Часто к нему на занятия приходят целые семьи. Кстати, одно из условий эффективности занятий Антощука: дети должны приходить обязательно с родителями. Нередко на первом же уроке обнаруживается, что ребенок намного лучше “хватает” материал, чем его предки. А иногда наоборот – преуспевают бабушки или дедушки. С 1990 года этот курс прошли уже тысячи людей.

Share

Вам также может понравиться...