«ЕСЛИ КРАСНАЯ ЛОШАДЬ ПРИМЕРЯЕТ ШЛЯПЫ, японский вы выучите легко»

Роксолана ЛИТВИН «Сегодня» 27.01.2001

Спросите у своего ребенка, в какой школе он бы учился с удовольствием. И он без запинки ответит: «В той, где не нужно зубрить, запоминать, а на уроках можно было бы развлекаться и рисовать». «Это невозможно!» — скажете вы. И… будете неправы.

ПЛОХОЙ ПАМЯТИ НЕ БЫВАЕТ
Началось все с того, что Игорь Матюгин — в прошлом спортсмен, инженер, а ныне доктор педагогических наук — начал разрабатывать методику под названием «эйдетика», которая помогает развивать память.
«Память не бывает плохой, мы просто не умеем ее использовать», — говорит киевский учитель «Школы Эйдетики» Евгений Антощук. Многие годы он был очень далек от психологии – работал на «Арсенале». Крутой поворот в его жизни произошел десять лет назад — приятель посоветовал поехать в Москву, к Матюгину, на курсы улучшения памяти. Его метод настолько поразил Евгения, что вернувшись из белокаменной, сразу начал испытывать эйдетику на жене, детях и соседях. Результаты поразили всех: к окончанию курса «подопытные» воспроизводили больше сотни продиктованных слов, причем в строгой последовательности!

КОГДА АИСТЫ ВЬЮТ ГНЕЗДА В НЕПОЛОЖЕННОМ МЕСТЕ
— Каждый из нас замечал, что из монотонно звучащего потока информации запоминается немногое, — продолжает мой собеседник. — Я же прошу своих учеников попытаться «оживить» слова, то есть связать их в забавную историю. Причем, чем необычней она будет, тем лучше окажется результат. Например, список из пятидесяти слов начинается такими: шкаф, облако, гнездо, лошадь, шляпа… Нужно представить себе свой шкаф, с царапинкой на левой дверце. Потом увидеть, как из него выплывает белое облако с большим гнездом аиста сверху. В нем удобно разместилась лошадь, почему-то красная. Она примеряет шляпы… Представляя себе такой «бред сумасшедшего», вы легко запомните даже две сотни слов.
Как-то на курсы к Евгению Всеволодовичу пришел подросток, которого считали двоечником по состоянию души. Парнишка прошел 10-дневный курс и… учителя своего «Вовочку» не узнали — начал с интересом учиться, даже самый сложный материал усваивал мгновенно. Сейчас это один из лучших студентов факультета психологии университета им.Т.Шевченко.
Позже этот учитель попросил директора одной из столичных школ собрать ему класс двоечников и заядлых прогульщиков. Пользуясь их природным воображением, Евгений Антощук из бестолковых делал отличников. У многих из них выросла самооценка, а некоторые начали даже… писать стихи.

ВСПОМНИТЬ ВСЕ

Сейчас доказано, что человек помнит каждый день своей жизни и при определенных условиях может воссоздать любые подробности — под гипнозом, в состоянии стресса или болезни.

— Нужно научиться припоминать — мелькнувшее лицо, увиденный фильм, — советует киевский учитель эйдетики. — Улучшить память поможет и простая методика концентрации — делать несколько дел одновременно. Скажем, рисовать разные фигурки обеими руками.
Спросите у любого школьника, на какое из домашних заданий он тратит больше всего времени. Это, конечно, заучивание стихов. Прошедшие «Школу Эйдетики» запоминают их очень быстро, потому что… рисуют. Например, чтобы запомнить строчку «Пруд лениво серебрится», дети изображают озеро, отдыхающего на диване человека и снежинки. Потом берут эти пиктограммы и по ним читают. Для ребят это увлекательная игра, а ведь за рисование на обычных уроках ставят двойки.
— Зубрить нельзя! Тратится много времени попусту, к тому же такие знания мгновенно забываются. Возьмем, например, слово «винегрет». Дети его вызубрят, но потом все равно делают по три ошибки. А вот если придумать удобную ассоциацию — вино пьют негры, то слово запомнится хорошо.
Чтобы доказать мне эффективность эйдетики, Евгений Антощук предложил поучить… японские иероглифы. Я согласилась. Оказывается, по-японски слово «река» звучит как «кава» и изображается в виде трех вертикальных линий. Чтобы запомнить этот иероглиф, нужно лишь представить реку, в которой вместо воды течет ароматный кофе. Таким образом, за несколько минут я выучила тридцать японских слов! Помню их до сих пор. Так же усваивается и английский. Скажем, чтобы навсегда запомнить слово «spoon» (ложка), нужно представить, как какой-то любитель поспать — спун — удобно разместился в огромной ложке.

ВМЕСТО ПОСЛЕСЛОВИЯ
На днях, опаздывая на важную встречу, я впопыхах выскочила из дому. Уже на полпути вспомнила, что забыла дома блокнот с адресом и телефоном человека, который меня ждал. Возвращаться уже не было времени, поэтому попыталась припомнить. Так, я записывала адрес зеленой ручкой, а название улицы у меня ассоциировалось с васильками. В конце концов, я все вспомнила. Полезная штука — эйдетика!

Share

Вам также может понравиться...